Благодетели с большой дороги: из Констахи в Донецк и обратно

Благодетели с большой дороги: из Констахи в Донецк и обратно

Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 

КАРТИНА МАСЛОМ: 7.00 утра. Донецк. Автовокзал «Южный». Автобус по маршруту «Донецк-Святогорск» еще стоит у платформы отправления. В салоне уже заняли свои места, но желающих уехать намного больше, чем пассажиров с билетами. Хамовитый мужик руководит посадкой: лица посимпатичней гарантированно едут, а непонравившиеся – ждут следующий транспорт… Вокруг ругань, слезы, просьбы и даже мольба… В конечном итоге, мужик «сжалился» и набил автобус под завязку – в этот раз все, кто хотел, поместились.

… корысти ради

«Кому война, а кому мать родная»

В справедливости этого выражения успело убедиться подавляющее большинство жителей Донбасса. Бизнес на так называемой антитеррористической операции делают не только военные, политики, олигархи и т.п. сомнительные субъекты, но и совершенно обычные люди. Одним из нелицеприятных явлений человеческой жадности и безмерного желания заработать на горе других людей стали пассажирские перевозки в Донецкой области. Кажется, что в регионе не осталось транспорта, который бы не пристроили на маршруты «из ДНР/Украины к границе» или «в Донецк и обратно». Население уверилось: любой металлический тазик с колесами способен приносить прибыль. С нелегальными извозчиками просто – каждый для себя сам решает: расставаться ли ему с деньгами, а может, и с жизнью или нет.

Что касается официальных перевозчиков, то они продолжают удивлять прокладыванием оптимальных маршрутов на изменчивой территории конфликта и мистическим ценообразованием на свои услуги. Что интересно: стоимость билета утверждена и обоснована, но купить его за эту сумму практически нереально. Очереди на единственном работающем автовокзале города миллиона роз стали уже притчей в языцех. Требуется простоять ни один час в колонне нервных граждан, чтобы добраться до заветной кассы. Достигнув нужного окошка, человек узнает, что билеты на северное направление – самое популярное сегодня – отсутствуют. Невиданный ранее ажиотаж возник из-за того, что город Константиновка стал железнодорожным сердцем Донбасса, и донецкие пассажиры на поезда дальнего следования за несколько дней вперед скупают все места в автобусах.

Выход в ситуации, когда нет билета, один – договариваться о проезде с водителем напрямую. Не секрет, что «водилы» - по простоте душевной и корысти ради - испокон веков брали «стоячих» и «безбилетников». Брали, четко следуя неписаному кодексу. То есть на несколько гривен дешевле, чем стоимость поездки в кассе. Но потрясения текущего года затронули не только устои державы, но и «понятия» «рыцарей баранки и ручного тормоза». Теперь «командир» подкидывает без билета за сумму, в два раза (!) выше официальной. Например, вояж до Константиновки без официального документа, подтверждающего проезд, обойдется в 100 грн. На минутку, за эту сумму можно не только купить билет до Славянска (расстояние до этого города в два раза дальше, чем до Константиновки), но и еще перекусить хот-догом перед неблизкой дорогой.

При таком положении дел остается порадоваться за Константиновку. Эта точка на карте из обветшалых декораций для продолжения «Сталкера» Андрея Тарковского преобразилась в важнейший транспортный узел региона.

Дареному коню в зубы…

Отдельного внимания нужно удостоить транспорт, на котором перевозчики так лихо подняли доходность своего бизнеса. Когда платишь кровно заработанную сотку за проезд, который «при бандюковиче» стоил двадцать гривен, перед глазами возникает современный комфортабельный автобус. В таком автобусе не то, что ехать, жить можно! Но, как говорила моя бабушка, «хрен вгадали». Рабочих лошадок, бегающих по маршруту на Донецк, в девяти из десяти случаев давно пора пристрелить. На глаз «железные коробки» честным трудом отпахали по нескольку амортизаций и заслуженно должны гнить где-нибудь во дворе автобазы. Но алчные бизнесмены совсем другого мнения: транспорт должен развалиться в пути и плевать, что могут пострадать люди. На них в наше время многим наплевать.

Кстати, схожая ситуация произошла с уже упоминавшимся рейсом «Донецк-Святогорск». «Ослик сдох» так и не выехав из города, аккурат между блокпостами. Растерянный народ банально оказался на обочине «между молотом и наковальней», на хорошо простреливаемой территории. К этому времени негодяй (иначе человека, позволяющего себе оскорблять женщин, пользуясь их безвыходным положением, не назовешь), собрав деньги, укатил на мимо проходящем автобусе. Пассажирам рейса пришлось ждать два часа для того, чтобы продолжить путь на не менее разбитом транспорте, с шофером, который к тому же не знал дороги. Подводим итог: люди переплатили за проезд, взамен получили ушат грязи от напарника водителя, полное отсутствие комфорта в пути и никаких страховых гарантий. Случись беда, никаких доказательств, что человек ехал этим рейсом и находился в салоне, нет. Пример с поломкой автобуса в зоне военных действий – неединичный. Пока на дальние расстояния будут выпускать «Богданы» и «Эталоны», предназначенные для городских и пригородных маршрутов, машины будут глохнуть.

Скромный заработок «маленьких людей»

Сложившая ситуация на рынке пассажирских перевозок позволяет «крысятничать» не только водителям, но и работникам диспетчерских пунктов. Например, такого как находится в Константиновке. Он символично расположился рядом со зданием городской налоговой службы. Работники этого диспетчерского пункта, на котором красуются реквизиты ООО «ОПАС СХІД», не покладая рук реализуют проездные документы во все направления… кроме донецкого. Список причин варьируется от «Продажа по прибытию» до «На этот рейс мы не продаем билетов». Но чаще всего диспетчера советуют оплачивать проезд мимо кассы, сразу у водителя. Причина такого поведения не в отсутствии желания возиться с оформлением билета, а банальная жадность. Ведь водитель, собрав деньги с только что севших пассажиров, несет оплату проезда в диспетчерскую. И это не 56,94 грн. с человека, как положено по тарифу. Это уже хорошо знакомые по донецкому автовокзалу 100 грн – цена искусственно созданной проблемы. Таким образом, немного фантазии и небольшой словарный запас («По прибытию», «Билетов нет», «Идите покупайте у водителя») позволяет заработать существенную прибавку к основной зарплате даже людям, имеющим косвенное отношение к пассажиропотоку.

Говорят, что в России две беды - дураки и дороги. В Украине с этим попроще: и люди у нас неглупые и трассы сносные. Наша беда – благодетели с большой дороги. Они пришли из ниоткуда и приведут нас в никуда, а за проезд мы всем миром заплатим. Пусть цена ломовая, но и дорога неблизкая.

Теги: Константиновка, Донецк Пропуск

JoomShaper